- Главная
- Логистика на транспорте: обзоры материалов
Место транспорта в логистическом обеспечении экономики регионов России
Развитие и увеличение объемов производства предприятий строительства, промышленности и сельского хозяйства, сделали особенно актуальной необходимость решения задачи их эффективного и качественного транспортно-логистического обслуживания.
Транспорт - важнейший структурообразующий элемент предприятий реального сектора экономики. Его динамичное развитие и эффективное функционирование, является необходимым условием достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста региона.
На рубеже 70-80-х годов XX века началось органичное срастание транспорта с обслуживаемым производством. Превращение его в звено единой системы "производство-транспорт-распределение". Одной из современных тенденций является интеграция транспортных и ресурсораспределительных процессов.
В наступившем XXI веке развитие транспортной системы рассматривается в качестве важнейшего фактора социально-экономического роста России, обеспечивающего единство экономического пространства страны, совершенствование межрегиональных и международных транспортно-экономических связей, рационализацию размещения производственных сил, повышение эффективности использования природных ресурсов и социально-экономического потенциала регионов страны, развитие предпринимательства и расширение международного сотрудничества, вхождение России в мировую экономику в качестве равноправного партнера.
Этот материал дополняется
Структура транспортно-логистического кластера
Функциональная структура транспортно-логистического кластера транзитного региона, как было сказано ранее, включает в себя рыночных субъектов, формирующих, преобразующих и поглощающих материальные, информационные, финансовые и интеллектуальные потоки.
Существует статическое и динамическое описание систем. Статическое рассмотрение предполагает оторванность системы от параметра времени, что значительно упрощает процедуру изучения и построения адекватной модели, воспроизводящей основные свойства системы. При этом свойства системы будут определяться двумя основными моментами - природой элементов, образующих системы и характером взаимосвязи между ними. Однако пространственно-временной континуум, являясь наиболее общим свойством материи, обуславливает наличие двух принципиально отличающихся временных этапа существования любой системы.
Динамическая устойчивость любой системы будет связана со степенью соответствия ее условиям окружающей среды. Это в свою очередь зависит от гибкости системы или способностью адекватно воспринимать внешние сигналы (в первую очередь информационные потоки), под влиянием которых происходит перестройка, адаптация структуры системы, обеспечивающей ей максимальную устойчивость при движении в направлении изменившейся точки притяжения.
Этот материал дополняется
Классификация основных факторов, влияющих на формирование и функционирования транспортно-логистического кластера
Транспортно-географическое положение
- Размер территории региона.
- Административное деление.
- Наличие соседних областей - регионов РФ.
- Наличие соседних областей - регионов других стран.
- Наличие крупных федеральных автомагистралей и железнодорожных линий, судоходных рек, проходящих по территории региона.
Состояние транспортной инфраструктуры
- Густота транспортных коммуникаций, проходящих по территории региона.
- Наличие крупных транспортных узлов.
- Наличие транспортных предприятий, вокзалов, станций, портов, аэропортов и т. д.
- Уровень развития производственно-технической базы.
Состояние складской сети
- Наличие грузоперерабатывающих комплексов, терминалов, складов временного хранения, общего назначения, специализированных, таможенных и др.
- Уровень развития производственно-технической базы.
- Соответствие размеров и территориального расположения требованиям потребителей.
Состояние логистической инфраструктуры
- Наличие экспедиционных предприятий, региональных распределительных центров, транспортно-распределительных центров и т. д., оптовых торговых посредников, товарных и фондовых бирж, страховых организаций, информационных и консалтинговых компаний, центров дистрибьюции, предприятий связи и т. д.
- Уровень логистического сервиса.
Грузопотоки, проходящие по территории региона
- Структура грузопотоков.
- Направленность грузопотоков.
- Интенсивность грузопотоков.
Социально-экономическое развитие
- Уровень развития отдельных субъектов региона.
- Уровень развития региона в целом.
- Специфика развития региона.
Развитие производства
- Объем производства.
- Отраслевая структура (специализация) производства.
- Размеры и территориальное расположение предприятий (концентрация производства).
Институциональные факторы
- Соответствие политики федеральных и региональных органов власти в области транспорта и логистики, экологии и пр. мировым тенденциям.
- Уровень развития существующей нормативно-правовой базы в области транспорта и логистики, экологии и т. д.
- Особенности регионального законодательства.
Экологические факторы
- Состояние окружающей среды в регионе.
- Экологичность технологических процессов.